Кто на сайте

Сейчас 18 гостей онлайн

Основные стадии развития речи ребенка

Чтобы помощь была эффективной, взрослому необходимо четко представлять, что должен знать и уметь ребенок в данный конкретный период своего развития. И уже с учетом этого строить свои занятия.
Ниже приведем основные стадии развития речи ребенка от 0 до 5 лет.

Уровень развития речи детей в 2 года.

  • Дети понимают обозначаемые на простых сюжетных картинках действия и предметы.
  • Выполняют просьбы взрослых, состоящие из двух частей.
  • Понимают значение пространственных предлогов (положи на стол, сядь на диван).
  • Понимают обобщающее значение наименований однородных предметов (любой стул — это стул).
  • После 1,5 лет начинают задавать вопросы: «Как это называется?», «Что это?».
  • К 1,5 годам в активном словаре ребенка насчитывается около 50 слов, а к 2 годам — 200—400 слов, преимущественно существительных, обозначающих предметы игровой и бытовой тематики, а также глаголов, обозначающих простые действия.
  • Речь аграмматична. Пользуются фразой из 2—4 слов, согласуют глаголы 3 лица единственного числа настоящего времени с существительными, используют формы некоторых падежей; появляется первое лицо глаголов и местоимение «я».
  • В речи много глаголов в повелительном наклонении.
  • Характерно неправильное звукопроизношение большинства звуков родного языка (этап физиологического косноязычия).
  • Неустойчивое произношение многих слов: звук то выпадает, то заменяется, то произносится верно.
  • Нарушена слоговая структура многосложных слов (упрощение структуры путем опускания слогов из середины слова).
  • У части детей слабый, тихий голос.

Уровень развития речи детей в 3 года.

  • Самым важным отличием речи трехлетнего ребенка от двухлетнего является почти полное отсутствие аграмматизмов в речи трехлетнего.
  • Связь слов в предложении налажена с помощью окончаний и предлогов, употребляются союзы, используются все основные части речи.
  • Словарный запас характеризуется не только словами чисто бытовой тематики, встречаются слова оценочного значения, слова обобщения. Ребенок уже оперирует некоторыми родовыми понятиями.
  • Звукопроизношение еще не полностью соответствует норме. Отсутствуют шипящие и сонорные. Твердые и мягкие звуки дифференцируются большинством детей.
  • Слова со сложной слоговой структурой и со стечениями согласных могут произноситься искаженно.
  • Если у ребенка сформировано положительное отношение к книгам, он любит слушать по многу раз знакомые сказки и стихи. Хорошо запоминает текст и дословно воспроизводит его. Свободного пересказа своими словами еще не дает.
  • Понимает несложные сюжетные картинки.

Уровень развития речи детей в 4 года.

  • Словарный запас достигает 2000 слов.
  • В активной речи появляются слова второй степени обобщения.
  • Словарный запас обогащается за счет наречий, обозначающих пространственные и временные признаки.
  • Появляется «словотворчество», что свидетельствует о начале усвоения словообразовательных моделей.
  • В речи все меньше ошибок на словоизменение основных частей речи.
  • У многих детей звукопроизношение нормализовалось, у части детей наблюдаются смешения свистящих и шипящих, а также отсутствие вибрантов Р, Р'.
  • Связная речь еще не сложилась, в рассказах о событиях из собственной жизни допускается непоследовательность; пересказ известной сказки возможен.
  • Хорошо развитая в данном возрасте непроизвольная память позволяет запомнить большое количество стихотворных произведений наизусть.

Уровень развития речи детей в 5 лет.

  • Качественный скачок в овладении связной речью: дети способны составить рассказ по картинке, пересказать текст в нужной временной и логической последовательности.
  • Начинает формироваться внутренняя речь — свернутая, сокращенная форма речи, с помощью которой происходит планирование предстоящей деятельности.
  • Значительно обогатился словарный запас, дети пользуются словами второй степени обобщения.
  • Грубых аграмматизмов в речи нет, возможны ошибки при построении сложных предложений.
  • Звукопроизношение полностью нормализовалось.
  • Появляется способность к выделению звука из слова, то есть формируются навыки звукового анализа слов, звуковая оболочка слова перестала быть «прозрачной», незаметной для восприятия.
  • Дети способны менять произвольно громкость голоса, умеют воспроизводить различные интонации.

Контакты

Кемерово

  • Ленина, 146/1;   Ворошилова, 4;
    Комсомольский, 11А; Октябрьский, 39

! Звоните:

  • 8 (384 2) 33-58-22

    8 (902) 983-58-22

  • понедельник—воскресенье

    с 9:00 до 20:00